Основные типы освещения в интерьерной визуализации

 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ
Наверняка, вы часто задавали себе вопрос: «Как сделать картинку фотореалистичной?». Для этого вы пересматривали кучу уроков на Youtube, просматривали огромное количество бесплатных тренингов, но к результату так и не пришли. На различных профессиональных форумах этот вопрос поднимался неоднократно, но у вас нет пошаговой схемы действий для получения результата. Для этого я и решил написать эту статью - чтобы рассказать вам хотя-бы про верхушку этого айсберга. Эта тема очень большая, и ее невозможно раскрыть на все сто процентов в одной статье, но фундаментальные знания я все же постараюсь объяснить.

Сразу следует заметить, что данная техника относиться только к коммерческой визуализации интерьеров. Все заточено под то, чтобы ваша картинка продавала будущий проект. Подробнее о коммерческой визуализации я расскажу в отдельной статье, а сейчас, давайте рассмотрим основные типы освещения в 3D визуализации интерьеров.
1. СОЛНЕЧНЫЙ ДНЕВНОЙ СВЕТ
img-2
2. ПАСМУРНЫЙ ДНЕВНОЙ СВЕТ
img-3
3. НОЧНОЙ СВЕТ
img-4
4. КОМБИНИРОВАННЫЙ ДНЕВНОЙ СВЕТ
img-5
5.КОМБИНИРОВАННЫЙ ПАСМУРНЫЙ СВЕТ
img-6
6. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
img-7
Прежде чем определиться с освещением, следует понять, чего хочет ваш клиент и какого рода интерьер вы делаете. Это важно понимать, потому что от этого зависит ваша тактика. Понимая стиль и типологию объекта, вы должны прочувствовать эмоции человека, который там будет находиться. Ведь заказчик не будет оценивать ваш рендер как профессиональный 3D художник. Он будет опираться на ощущения, которые сполна можно передать при помощи компьютерной графики.
Например, вы делаете визуализацию интерьера бани. В 95 % случаев в баню ходят вечером и в зимнюю пору. Исходя из этого, не имеет смысла делать солнечную дневную визуализацию. Конечно, клиент посмотрит и поймет, что к чему, но на самом подсознании он будет понимать, что это не та атмосфера, которую он хочет, и даже с хорошей идеей дизайна интерьера он может склониться к более простому варианту, в котором 3д визуализатор и дизайнер понял его истинные желания. В случае с баней лучше сделать ночное освещение, пасмурное, или комбинированное пасмурное освещение. Нужно передать холод за окном, и тепло внутри бани.
Если взять другой пример, кабинет в офисе — тут другая стратегия. Люди работают в дневное время и ощущение расслабленности и домашнего уюта им не нужно. Для этого лучше выбрать солнечный дневной свет. На самом деле, не существует рамок в выборе освещения. Вы должны это чувствовать на подсознании. Этот навык можно выработать только опытом.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО — ПРИ ПОМОЩИ ОСВЕЩЕНИЯ ВЫ ПЕРЕДАЕТЕ НАСТРОЕНИЕ И ЭМОЦИИ БУДУЩЕГО ПОМЕЩЕНИЯ
Многие мои студенты просят показать им настройки рендера. Бесспорно, они важны, но основная задача — это передать эмоции. Именно этим мы и занимаемся в наших тренингах. К сожалению, большинство людей считают, что ключ к разгадке — это настройки рендера и тратят уйму времени на тесты и роются на форумах в поиске крупинок хоть какой-то информации, которая уменьшит длительность рендера на целых полминуты.
СОЛНЕЧНЫЙ ДНЕВНОЙ СВЕТ
Самый простой тип освещения. Такой свет настраивается за 3 минуты и выглядит достаточно хорошо. В быстроте и простоте настройки и есть его плюс. Таким типом освещения хорошо показывать помещения, которые используются в дневное время и не требуют уютной обстановки. Это могут быть кабинеты, офисы, кухни. Иногда, гостиные и спальни.
Помещения должны быть маленькие, иначе визуализация будет темной в дальних концах комнаты. Картинка будет фотореалистичной, но не красивой. Попробуйте прямо сейчас. Возьмите свой мобильный телефон и сфотографируйте свою комнату или кабинет. У вас получится сильный засвет от солнца и темнота в дальних уголках помещения. Нежелательно использовать такой тип освещения в помещениях с панорамными окнами. Требуется большой опыт для борьбы с пересветом. Основная проблема в этом типе — это темнота в углах комнаты и прямые солнечные лучи. Этот вариант годится на первых эскизах. Финальную картинку следует делать в других типах освещения.
ПАСМУРНЫЙ ДНЕВНОЙ СВЕТ
img-8
Отличается от солнечного тем, что за окном мы видим день, а прямые солнечные лучи не попадают в помещение. Такой тип хорошо использовать в помещениях с большим остеклением. К примеру, гостиные или офисы. У вас будет хороший дневной свет и не будет пересвета возле окон. В случае, если окна у вас маленькие, то картинка может быть темной.
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДНЕВНОЙ СВЕТ
Один из самых распространенных типов освещения. Это комбинация между солнечным освещением и искусственным. Фактически к дневному солнечному освещению мы добавляем торшеры, люстры и бра. Это помогает избавиться от темноты в углах комнаты. Особенно эффективно это работает в больших помещениях со сложной планировкой. Например, кухня, гостиная с коридором или вестибюль, также часто применяется в спальнях. Давайте подробно остановимся на этом типе и рассмотрим работы одного из авторов наших курсов — Дмитрия Щуки.
img-9
img-10
На картинке видно, что основной свет идет из окна, но подсветка в шкафу и люстра включены. Это помогает не затемнить картинку в глубине помещения. Именно из-за этого приема, картинка выглядит ровной, красивой и без пересветов. Эти эффекты едва заметны и вычислить их может только профессионал. Однако не забываем о том, что клиент принимает решения на подсознании и интуитивно видит ошибки. Он не может их описать, но все понимает. Отсюда идет проблема ответа: «Я не знаю. Все вроде бы ничего, но что-то не так».
Дизайнер думает, что проблема в самом дизайне интерьера, но теперь-то мы с вами знаем, что ответ находится у нас под носом. На такие детали новички не обращают внимания, они ищут ответ в настройках рендера и сложных материалов по типу V-ray dirt. Представьте, сколько можно сохранить времени на изучении профессии визуализатора, зная правильную настройку освещения.
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПАСМУРНЫЙ СВЕТ
Мой любимый и самый эффективный способ визуализации. Комбинация между пасмурным светом и искусственным. Вы выключаете солнце и включаете источники искусственного света. Это могут быть люстра, подсветка, торшеры и бра. Я больше всего люблю торшеры и бра. Таким типом освещения лучше всего передается атмосфера уюта и тепла. Лучше всего использовать в спальнях, гостиных и больших пространствах. Давайте рассмотрим работу участника нашего тренинга -Джамала Мустафаева. Его работа попала на известный сайт render.ru, где вы можете посмотреть его работу по этой ссылке.
img-11
Обратите внимание на то, какое хорошее настроение. В этой спальне хочется просыпаться. Мы чувствуем уют и одновременно, мощь мегаполиса за окном. В тоже время, мы видим как грамотно сделана точечная подсветка торшерами. Тени мягкие и рассеянные, нет темных участков, но есть глубина картинки.
НОЧНОЙ СВЕТ
Этот тип отличается отсутствием сильного света из окна. Если в предыдущих вариантах основным источником света у нас было окно, то теперь основная часть света идет из искусственных источников света. Этот тип можно разбить на два подтипа: точечный ночной свет и обширный ночной свет.
ТОЧЕЧНЫЙ НОЧНОЙ
img-12
Этот вариант хорош для отдельных ракурсов мягких зон отдыха. Он передает уют, но не раскрывает сам дизайн или идею. Такие картинки хороши как дополнения к основной работе. Я рекомендую в каждом проекте делать один или два таких ракурса.
ОБЩИЙ НОЧНОЙ ВИД
img-13 (1)
Часто используется в коммерческой недвижимости. Особенно в заведениях, которые посещаются ночью. Это могут быть кафе, рестораны, бары, ночные клубы, бани. Такого типа освещение настраивается тяжелее всего. За счет большого количества источников света у вас будет длительный рендер, может в 2-3 раза дольше, чем дневной. При проявлении искусственного света начинают активно играть отражения. Я рекомендую использовать карты отражения на reflect и glossy для сочности картинки.Часто используется в коммерческой недвижимости. Особенно в заведениях, которые посещаются ночью. Это могут быть кафе, рестораны, бары, ночные клубы, бани. Такого типа освещение настраивается тяжелее всего. За счет большого количества источников света у вас будет длительный рендер, может в 2-3 раза дольше, чем дневной. При проявлении искусственного света начинают активно играть отражения. Я рекомендую использовать карты отражения на reflect и glossy для сочности картинки.
img-14
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Используется в закрытых пространствах: коридор, ванная или туалет. Под потолок обычно ставится главный источник света или точечные ies светильники. Рекомендую также использовать карты reflect и glossy.
img-15
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ОСВЕЩЕНИЯ
Создать настроение тепла и уюта при помощи баланса голубого света из окна и теплого света из искусственных источников освещения.

Теперь вы знаете основные типы освещения в коммерческой визуализации интерьеров. Это только верхушка айсберга, но основные принципы я вам рассказал. Нужно осознать, что самое главное, это понять логику освещения, а не настройку рендера или материалов. Хорошим освещением можно вытянуть любой дизайн и любую картинку, чтобы заказчику все понравилось. Не забывайте о том, что 3D визуализация — это фэйк. Никто не будет вам говорить на построенном объекте, что мол на визуализации тут стоял торшер, а теперь его нет. Конечно, не стоит пренебрегать идеей дизайнера, но для свободного торшера, стоящего возле мягкого кресла, всегда найдется место. Именно из таких мелочей и состоит весть профессионализм коммерческой визуализации.



Previous
Next Post »